Приложение № 1

 

 

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Управления Роскомнадзора по Омской области

в 2022 году

 

I.                  Приоритетные вопросы правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора):

1.     Составление ежегодных планов:

- контрольных (надзорных) мероприятий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, его направления в органы прокуратуры и доработки по итогам рассмотрения в органах прокуратуры;

- контрольных (надзорных) мероприятий органов государственной власти;

- контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия.

Планирование на 2022 год осуществлялось на основании приказа Роскомнадзора от 19.07.2021 № 132 «Об организации планирования деятельности Роскомнадзора на 2022 год». Первоначально в План проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей на 2022 год (далее - План) было включено 17 проверок. В результате рассмотрения Плана органами прокуратуры исключенных проверок нет. При планировании проверок использовался риск-ориентированный подход. По всем проверкам был определен значительный риск. В ходе планирования плановых мероприятий по контролю без участия органов прокуратуры учитывались рекомендации центрального аппарата Роскомнадзора, направленные письмами от 26.07.2021 № 08-47329, от 28.07.2021 № 04ВМ-48295, от 10.08.2021 № 07-51080, 31.08.2021 № 03-57231.

Планирование контрольных (надзорных) мероприятий органов государственной власти в 2022 году не осуществлялось.

Планирование на 2022 год осуществлялось с использованием Единой информационной системы (ЕИС). План деятельности утвержден Приказом по Управлению от 26.11.2021 № 190.

В Плане деятельности предусмотрен резерв кадровых и временных ресурсов, предназначенный для проведения Управлением внеплановых проверок и осуществления регистрационно-разрешительной деятельности. Данный резерв обоснован статистическими данными деятельности Управления в предыдущие годы.

Управлением за 2022 год было запланировано проведение 166 мероприятий в рамках государственного надзора и контроля, из них 149 мероприятия без взаимодействия. 15 мероприятий отменены в связи с изданием постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления контроля (надзора), муниципального контроля».

10 мероприятий в области СМК отменено, из них:

- 5 мероприятий отменено в связи с решением учредителя СМИ.

1 прекращение деятельности СМИ в связи со сменой территории распространения.

- 4 мероприятия отменено в связи с приостановлением деятельности СМИ по решению учредителя СМИ.

2. Использование оснований для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, согласования проведения внеплановых выездных контрольных (надзорных) мероприятий с органами прокуратуры.

         В 2022 году проведено 3 мероприятия по контролю. Одно мероприятие проведено на основании пункта 4 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроля в Российской Федерации» по требованию прокуратуры Омской области. Два мероприятия проведены на основании пункта 3 части 1 статьи 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в связи с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации  Д.Н. Чернышенко от 22.04.2022 №ДЧ-П10-6780 о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, приказ Роскомнадзора №72 от 25.04.2022 об организации выполнения поручения.

В органы прокуратуры заявления о согласовании проведения внеплановых выездных проверок не направлялись, соответственно отказов органов прокуратуры в согласовании проведения проверок не было.

3. Разработка и издание решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание.

Проблемных вопросов нет.

4. Выбор документарного или выездного контрольного (надзорного) мероприятия; исчисление и соблюдение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия; соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

В 2022 году проведено 5 мероприятий по контролю (надзору) (2 плановых и 3 внеплановых мероприятия). При проведении плановых мероприятий в отношении 2-х проверок был выбран выездной контроль, т.к. указанные юридические лица относятся к крупным и средним субъектам и объем проводимых мероприятий позволяющий полно ответить на вопросы поставленные в проверочных листах требовал взаимодействия с субъектами контроля. При проведении 2-х внеплановых мероприятий была выбрана выездная форма проведения, в связи с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко от 22.04.2022 №ДЧ-П10-6780 о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, приказ Роскомнадзора №72 от 25.04.2022 об организации выполнения поручения. При проведении одного внепланового мероприятия в области персональных данных был выбран способ проведения – документарный на основании требования прокуратуры Омской области.

Нарушений сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий нет.

Жалобы на действия проверяющих лиц не поступали.

5. Оформление результатов контрольных (надзорных) мероприятий и принятия мер по их результатам.

Проблемных вопросов нет.

Количество контрольных (надзорных) мероприятий, в результате которых выявлены нарушения, но не принято никаких мер – 0.

6. Организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляемых без взаимодействия с проверяемыми лицами.

В 2022 году запланировано проведение 148 мероприятий, проведено 138 мероприятий. 10 мероприятий в области СМК отменено.

Связь.

В 2022 году проведено 9 мероприятий безопасности. Одним из проблемных вопросов является отсутствие утвержденного и зарегистрированного установленным порядком регламента взаимодействия радиочастотной службы и Роскомнадзора, определяющего законные основания привлечения специалистов радиочастотной службы к проведению мероприятий  Роскомнадзора в отношении подконтрольных субъектов, порядок, сроки, объемы проводимых обследований.

СМК.

         Планирование мероприятий без взаимодействия с проверяемыми лицами осуществлялось в соответствии с особенностями планирования  государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций на 2022 год, направленными ЦА Роскомнадзора. Трудностей при планировании не возникало. На 2022 год было запланировано проведение 120 мероприятий СН СМИ и 15 мероприятий СН ВЕЩ.

Контрольных (надзорных) мероприятий, исключенных в результате рассмотрения планов органами прокуратуры не имелось.

         В 2022 году отменено 10 СН СМИ, из них 5 - в связи с прекращением действия по решению учредителя, 4 - в связи с приостановление деятельности по решению учредителя и 1 - в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы (изменением местонахождения редакции СМИ). Таким образом, в 2022 году завершено 93% плановых мероприятий СН СМИ и 100% плановых мероприятий СН ВЕЩ, необоснованно исключенных контрольно-надзорных мероприятий из плана деятельности ТУ – нет.

ПД.

В 2022 году проведено 40 мероприятий систематического наблюдения.

При планировании, проведении и оформлении результатов контрольных (надзорных) мероприятий трудности не возникали.

7.                Привлечение юридических лиц (для сферы персональных данных также государственных органов), должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан к ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора).

I. Количество протоколов об административных правонарушениях, составленных в результате проведенных контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия:

         1.1. В 2022 году количество протоколов об административных правонарушениях, составленных Управлением Роскомнадзора по Омской области в результате проведенных контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия составило 12, из них:

- по ст. 9.13 КоАП РФ – составлено 2 протокола об административных правонарушениях,

- по ст. 13.15 КоАП РФ – 2 протокола, в их числе: по ч. 2 ст. 13.15 КоАП РФ – 1 протокол, по ч. 2.4 ст. 13.15 КоАП РФ – 1 протокол,

- по ст. 13.23 КоАП РФ – 2 протокола;

- по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ – 4 протокола,

- по ст. 19.7 КоАП РФ – 2 протокола (см.: Таблица № 1).

  Таблица № 1

   Норма КоАП РФ

 

Количество протоколов

ст. 9.13

ч. 2 ст. 13.15

ч. 2.4 ст. 13.15

ст. 13.23

ч. 3 ст. 14.1

ст. 19.7

 

2

 

1

 

1

 

2

 

4

 

2

 

Из общего количества возбужденных дел 6 протоколов об административных правонарушениях было составлено в отношении юридических лиц; 6 – в отношении должностных лиц.

1.2. Возбуждение всех дел об административных правонарушениях производится в соответствии с требованиями КоАП РФ. При составлении протоколов об административных правонарушениях трудности возникают при вызове участников производства по делу об административных правонарушениях в случаях истечения сроков давности привлечения виновных лиц к административной ответственности.

         В целях своевременного уведомления лиц, привлекаемых к административной ответственности, преимущественно используется направление телеграмм. Сложившаяся судебная практика показывает, что такой способ уведомления суд признает надлежащим, отказы в привлечении к административной ответственности по данному основанию в Управлении отсутствуют.

1.3. Из общего количества протоколов об административных правонарушениях, составленных Управлением Роскомнадзора по Омской области в результате проведенных контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия 2 протокола переданы на рассмотрение старшему государственному инспектору по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 9.13 КоАП РФ).

По результатам их рассмотрения вынесено 2 постановления о привлечении виновных лиц к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа, из них 1 постановление в отношении юридического лица, 1 – в отношении должностного лица. Вынесенные постановления обжалованы не были.

1.4. Количество материалов дел переданных в суд для их рассмотрения по подведомственности составило 10, из них по всем делам судом были вынесены положительные решения (постановления). В 5 случаях в качестве меры наказания судом избрано предупреждение, в 5 – на виновных лиц наложен штраф.

Вынесенные судами решения (постановления) обжалованы не были.

8.                Подготовка предложений о совершенствовании законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности.

В целях уменьшения количества отказов арбитражных судов по основаниям истечения сроков привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ предлагаем выйти с законодательной инициативой об увеличении срока привлечения к административной ответственности по указанной статье с 3-х месяцев до 1-го года.

II.              Приоритетные вопросы правоприменительной практики соблюдения обязательных требований:

1.     Статистика соблюдения обязательных требований.

Связь.

В 2022 году  проведено:

-  0 плановых проверок операторов связи;

- 2 внеплановые проверки операторов связи, нарушения  требований  НПА  не выявлены,  предписаний  не  выдавалось;

- 4 мероприятия МБ в  отношении АО «Почта  России».

Выявлены  нарушения  на  объектах  сети  АО  «Почта  России»:

- в  1  квартале 5 нарушений, возбуждены дела об АП по ст. 14.1 ч.3 и 9.13 КоАП РФ,  оператору  направлено предостережение,  дела  об  АП  не возбуждались  на  основании  требований  ППРФ №336;

- во  2  квартале 1 нарушение, оператору  направлено предостережение,  дела  об  АП  не возбуждались  на  основании  требований  ППРФ №336;

- в  3  квартале 1 нарушение, оператору  направлено предостережение,  дела  об  АП  не возбуждались  на  основании  требований  ППРФ №336;

- в  4  квартале 1 нарушение, оператору  направлено предостережение,  дела  об  АП  не возбуждались  на  основании  требований  ППРФ №336;

- 5 мероприятий МБ в отношении операторов связи: ПАО Ростелеком, ПАО «ВымпелКом».

Выявлены  нарушения  на  объектах  сети  ПАО  «Ростелеком»:

-  в  1  квартале 2 нарушения, оператору  направлено предостережение,  дела  об  АП  не возбуждались  на  основании  требований  ППРФ №336;

-  во  2  квартале 4 нарушения, оператору  направлено предостережение,  дела  об  АП  не возбуждались  на  основании  требований  ППРФ №336;

-  в  4  квартале 4 нарушения, оператору  направлено предостережение,  дела  об  АП  не возбуждались  на  основании  требований  ППРФ №336;

-  4 мероприятия МБ в отношении  неопределенного круга лиц, нарушения не выявлялись.

СМК.

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия в 2022 году проведены в отношении 116 СМИ и 34 вещательных организаций, из них нарушения были выявлены у 33 СМИ (28%) и 11 вещательных организаций (32%). Общее количество выявленных нарушений – 44, из них:

Наименование нарушения

СМИ

ВЕЩ

Итого

Нарушение требований о предоставлении обязательного экземпляра документов

12

1

13

Злоупотребление свободой массовой информации

5

0

5

Нарушение Избирательного законодательства, в части опубликован соц. опросов с нарушением требований

0

0

0

Нарушение лицензионных требований

0

8

8

Нарушение порядка объявления выходных данных

3

2

5

Отсутствие в уставе (договоре) СМИ, предусмотренных ст. 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» обязательных положений

1

0

1

Неуведомление об изменении места нахождения учредителя и (или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации, принятия решения о прекращении, приостановлении или возобновлении деятельности средства массовой информации

7

0

7

Изготовление или распространение продукции не прошедшего внесение изменений в запись о регистрации  в установленном законом порядке средства массовой информации

2

0

2

Несоблюдение ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации»

0

0

0

Нарушение требований Федерального закона от 29.12.2010 г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

2

0

2

Невыход средства массовой информации в свет более одного года

1

0

1

Проблем при составлении актов контрольных (надзорных) мероприятий не возникало. По всем выявленным нарушения приняты соответствующие меры реагирования.

ПД.

В 2022 году контрольно-надзорные мероприятия проведены в отношении 62 субъектов надзора. В деятельности 42 субъектов надзора выявлены нарушения.

Из них по видам:

- непринятие оператором мер по опубликованию или обеспечению неограниченного доступа к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных (ч. 2 ст.18.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных") – 4 субъекта;

- представление в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных, содержащего неполные и (или) недостоверные сведения (ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных") – 11 субъектов;

- обработка персональных данных в случаях, непредусмотренных Федеральным законом "О персональных данных" (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных") – 22 субъекта;

- непредставление в уполномоченный орган сведений о прекращении обработки персональных данных или об изменении информации, содержащейся в уведомлении об обработке персональных данных (ч. 7 ст.22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных") –5 субъектов;

2. Типичные нарушения обязательных условий.

- Связь

Максимальное  количество  нарушений  выявленных  за  1  квартал  2022  года  специалистами  ОКНСС  приходится  на  нарушение  требований  при  использовании  РЭС  и  радиочастотного  спектра. 

За  данные  нарушения  возбуждено  182  дела  об  административных  правонарушениях  по  ст. 13.4 ч.2,3,  сумма  наложенных  штрафов  353 500 рублей 

Максимальное  количество  нарушений  выявленных  за  2, 3,4  квартал  2022  года  специалистами  ОКНСС  приходится  на  нарушение  требований  при  использовании  РЭС  и  радиочастотного  спектра. 

За  данные  нарушения  дела  об  административных  правонарушениях  по  ст. 13.4 ч.2,3  в отчетный  период  не  возбуждались, штрафы не  налагались.

Количество  вынесенных  определений  об  отказе  в  возбуждении  дел  об  АП  за  2022 год  -  294.

Количество предостережений – 8.

         Со  всеми  владельцами  РЭС,  в  отношении  которых  поступила  информация о нарушениях,  проведены  профилактические  беседы,  направлены  письма  разъяснительного  характера.

По  сравнению  с   2021  годом:

-  количество  нарушений  при  использовании  РЭС  и  радиочастотного  спектра  увеличилось на  18  ( 372 РЭС  за   2021)  и  (  390 РЭС за  2022),  что  составляет  - +4,8 %,

             Динамика снижения доли, допущенных субъектами надзора нарушений обязательных требований, за отчетный период по отношению к аналогичному периоду предыдущего года:

Количество  нарушений  выявленных (количество АП)  за:

-  за  2021  год -  747;

-  за  2022  год -   184.

Динамика изменения  количества  выявленных  нарушений отображается  ЕИС  некорректно , т.к. не учитываются  нарушения  ,  по  которым  вынесены  определения  об  отказе  в  возбуждении  дел  об  АП и выданы предостережения.

В  соответствии  с  рекомендациями  Роскомнадзора  от  21.09.2022 №07-85282  определения об отказе в возбуждении  дел  об  административных правонарушениях  при  поступлении  материалов,  поступающих  из  ФГУП  ГРЧЦ  не  выносятся.

- МК

По итогам 2022 года в сфере МК можно выделить следующие  наиболее часто встречающиеся случаи нарушения обязательных требований:

- Нарушение требований о предоставлении обязательного экземпляра документов (ст. 7, 12 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов") – 30 %;

- Неуведомление об изменении места нахождения учредителя и (или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой – 16%;

- Нарушение порядка объявления выходных данных – 11%;

- Несоблюдение установленного законодательством предельного срока прекращения вещания (не более трех месяцев) – 9%.

         Основной причиной, способствовавшей совершению типичных (наиболее часто встречающихся) нарушений является невнимательность ответственных за их соблюдением лиц.

- ПД

По итогам 2022 года в сфере ПД можно выделить следующие  наиболее часто встречающиеся случаи нарушения обязательных требований:

- непредставление в уполномоченный орган сведений о прекращении обработки персональных данных или об изменении информации, содержащейся в уведомлении об обработке персональных данных (ч. 7 ст.22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных");

- обработка персональных данных в случаях, непредусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»);

- непринятие оператором мер по опубликованию или обеспечению неограниченного доступа к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных (ч. 2 ст.18.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных").

К возможным причинам совершения данных правонарушений можно отнести не проведение анализа деятельности оператора по обработке персональных данных, не осуществление ознакомления с действующим законодательством в области персональных данных.

         3. Применение обязательных требований во взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, в том числе, вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований.

         При надлежащей ответственности и исполнительности выполнить обязательные требования, нарушение которых выявлялось наиболее часто, возможно и не составляет никакого труда. Так, после указания ТУ на нарушение все соответствующие статьи были приведены редакциями СМИ в соответствие с действующим законодательством, обязательные экземпляры направлены.

         4. Предложения о совершенствовании законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности.

         Предложений нет.

III.           Приоритетные вопросы правоприменительной практике организации и проведения контроля в сфере СМИ и контроля в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе в части реализации норм КоАП РФ по ст.19.34.1 КоАП РФ.

1.                Возбуждение дел об административных правонарушениях, производство по делам об административных правонарушениях, направление в суд дел об административных правонарушениях:

         Количество возбужденных дел об административных правонарушениях – 7, из них:

по ч.2 ст. 13.15 КоАП РФ – 2 (в отношении ЮЛ – 0, в отношении ДЛ - 2);

по частям 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ – 1 (в отношении ЮЛ – 0, в отношении ДЛ - 1);

по ст. 13.23 КоАП РФ – 4 (в отношении ЮЛ – 2, в отношении ДЛ - 2);

Количество вынесенных определений об отказе в возбуждении дела об административных правонарушениях – 0.

Количество направленных в суд дел об административных правонарушениях – 7.

Количество дел об административных правонарушениях рассмотренных самостоятельно – 0.

Количество дел об административных правонарушениях по которым судами было отказано в привлечении к административной ответственности – 0.

Количество дел об административных правонарушениях прекращенных самостоятельно – 0.

  В ходе рассмотрения административных протоколов судами вынесено 4 решения о назначении административного наказания в виде штрафов на общую сумму   19 000 руб., по 3 административным протоколам судами вынесены предупреждения.   В течение 2022 года ответчиками решения по административным делам не обжаловались.

Уведомление лиц о вызове на составление протокола об административном правонарушении осуществляется в основном посредством телеграмм, направлением на электронную почту и курьером. Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении направляется в течение 3 дней с момента выявления нарушения или завершения контрольно-надзорного мероприятия. В случае если лицо, допустившее административное правонарушение, находится  на территории города Омска дата, на которую вызывается привлекаемое лицо для составления административного протокола не превышает 3 рабочих дней с момента направления уведомления.

Трудностей при составлении указанных протоколов, сложностей при подготовке дел к рассмотрению и при рассмотрении дел об административных правонарушениях судами, не возникло.

2.                Подготовка предложений о совершенствовании законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности (контроль в сфере СМИ, контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию) в части реализации норм КоАП РФ по ст.19.34.1 КоАП РФ).

Предложений о совершенствовании законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности (контроль в сфере СМИ, контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию), в том числе в части реализации ст. 19.34.1 КоАП РФ нет.