Обзор правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области в 2023 году

 

I.                  Приоритетные вопросы правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора):

1.                Использование оснований для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, согласования проведения внеплановых выездных контрольных (надзорных) мероприятий с органами прокуратуры.

В 2023 году проведена 1 внеплановая проверка в отношении ООО «Домик», которым допущено нарушение требований части 1 статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ в части предоставления неправомерного доступа к ИСПДн ООО «Домик», повлекшего за собой распространение персональных данных клиентов ООО «Домик». Постановлением суда ООО «Домик» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения. Проверка проведена в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко от 30.12.2022 № ДЧ-П10-22938, согласование с прокуратурой не требуется.

Запросы в органы прокуратуры о согласовании внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий не направлялись, отказов не было.

2.                Выбор документарного или выездного контрольного (надзорного) мероприятия; исчисление и соблюдение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия; наличие жалоб контролируемых лиц по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

В 2023 год документарные или выездные контрольные (надзорные) мероприятия не проводились, жалобы посредством системы досудебного обжалования не поступали.

3.                Оформление результатов контрольных (надзорных) мероприятий и принятия мер по их результатам.

Основные проблемы при подготовке актов контрольных (надзорных) мероприятий связаны с тем, что формы актов реализованные в ЕИС Роскомнадзора не соответствуют требованиям приказа Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом», необходимо формирование 2 документов по 1 проверке.

В остальном проблемных вопросов нет.

Количество контрольных (надзорных) мероприятий, в результате которых выявлены нарушения, но не принято никаких мер – 0.

Количество выданных предписаний об устранении выявленных нарушений – 0;

Количество контрольных (надзорных) мероприятий, в результате которых выявлены нарушения – 0.

4.                Организация и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляемых без взаимодействия с контролируемыми лицами.

В 2023 году запланировано проведение 224 мероприятий, проведено 222 мероприятия. 2 мероприятия в области СМК отменено.

Связь.

В 2023 году проведено 12 плановых и 1 внеплановое мероприятие безопасности.

Одним из проблемных вопросов является отсутствие утвержденного и зарегистрированного установленным порядком регламента взаимодействия радиочастотной службы и Роскомнадзора, определяющего законные основания привлечения специалистов радиочастотной службы к проведению мероприятий Роскомнадзора в отношении подконтрольных субъектов, порядок, сроки, объемы проводимых обследований, формы представляемых документов.

СМК.

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия в 2023 году проведены в отношении 123 СМИ и 34 вещательных организаций, из них нарушения были выявлены при проведении 29 СН СМИ (24%) и 7 СН Вещ,  (21%). Общее количество выявленных нарушений в 2023 году – 46.

По всем выявленным нарушениям приняты соответствующие меры реагирования: составлен 21 административный протокол, направлено 14 писем-требований. По 20  административным протоколам вынесенные постановления вступили в законную силу, по 1 протоколу идет процесс обжалования постановления суда (ионагент). Статус исполнения всех направленных писем-требований положительный.

Трудностей при планировании и проведении контрольных (надзорных) мероприятий и с формализацией их результатов не возникает.

ПД.

В 2023 году проведено 52 мероприятия систематического наблюдения. По результатам проведенных мероприятий выявлено 68 нарушений. Направлено 28 требований об устранении нарушений законодательства, все требования исполнены. По всем нарушениям приняты меры.

При планировании, проведении и оформлении результатов контрольных (надзорных) мероприятий трудности не возникали.

5. Привлечение юридических лиц (для сферы персональных данных также государственных органов), должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан к ответственности за административные правонарушения.

Количество протоколов об административных правонарушениях, составленных в 2023 году составило 872, из них: по ч. 2 ст. 13.4 КоАП РФ – составлено 410 протоколов об административных правонарушениях; по ч. 3 ст. 13.4 КоАП РФ – 410 протоколов;  по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ – 5 протоколов; по ч. 2 ст. 13.15 КоАП РФ – 2 протокола, по ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ – 3 протокола; по ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ – 2 протокола; по ст. 13.22 КоАП РФ – 4 протокола; по ст. 13.38 КоАП РФ – 1 протокол;  по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ – 10 протоколов; по ст. 19.7 КоАП РФ – 9 протоколов; по ч. 3 ст. 19.7.10 КоАП РФ – 2 протокола; по ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ – 7 протоколов;  по ч. 5 ст. 19.34 КоАП РФ – 3 протокола, по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ – 4 протокола (таблица № 1).

Таблица № 1

Протоколы об административных правонарушениях за 2023 год

Норма КоАП РФ

Количество протоколов

ч. 2 ст. 13.4

410

ч. 3 ст. 13.4

410

ч. 1 ст. 13.11

5

ч. 2 ст. 13.15

2

ч. 2.1 ст. 13.15

3

ч. 2 ст. 13.21

2

ст.13.22

4

ст. 13.38

1

ч. 4 ст. 14.1

10

ст. 19.7

9

ч. 3 ст. 19.7.10

2

ч. 4 ст. 19.34

7

ч. 5 ст. 19.34

3

ч. 1 ст. 20.25

4

 

Из приведенного количества возбужденных дел 100 протоколов об административном правонарушении составлены в отношении юридических лиц; 208 – в отношении индивидуальных предпринимателей; 108 – в отношении должностных лиц; 456 – в отношении физических лиц.

Возбуждение дел об административных правонарушениях производится в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях. Лица, привлекаемые к административной ответственности, уведомляются о составлении протокола об административном правонарушении путем направления телеграмм, телефонограмм, заказных писем/заказных писем с уведомлением  категории «Административное». При наличии официального адреса электронной почты вызов на составление протокола об административном правонарушении направляется, в том числе, и путем данного вида связи.

За отчетный период Управлением Роскомнадзора по Омской области  вынесено 449 постановлений, из них: 443 – по ст. ч. 2 и 3 ст. 13.4 КоАП РФ, 2 – по ч. 3 ст. 19.7.10 КоАП РФ, 4 – по ст. 13.22 КоАП РФ.

По указанным постановлениям наложено административных штрафов на сумму 1248300,00 рублей, из них на конец отчетного периода взыскано – 1073350,00 рублей.

Вынесенные постановления лицами, привлеченными к административной ответственности, не обжаловались.

Количество вынесенных определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении составило 76, из них: по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ – 25 определений; по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ – 45 определений; по ст. 13.43 – 1 определение; по ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ -2 определения; по ч. 4 ст. 13.29 КоАП РФ – 2 определения; по ч. 2 ст. 13.2.1 КоАП РФ – 1 определение (таблица № 2).

Таблица № 2

Определения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях за 2023 год

Норма КоАП РФ

Количество определений

ч. 1 ст. 13.11

25

ч. 3 ст. 14.1

45

ст. 13.43

1

ч. 2 ст. 13.11

2

ч. 4 ст. 13.29

2

ч. 2 ст. 13.2.1

1

 

Количество материалов дел переданных в суд для их рассмотрения по подведомственности составило 50, из них по 45 судами вынесены постановления (по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ – 4 постановления; по ч. 2 ст. 13.15 – 2 постановления; по ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ – 3 постановления; по ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ – 3 постановления; по ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ – 2 постановления; по ст. 13.38 КоАП РФ – 1 постановления;  по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ – 6 решений; по ст. 19.7 КоАП РФ – 9 постановлений; по ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ – 7 постановлений;  по ч. 5 ст. 19.34 КоАП РФ – 3 постановления, по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ – 4 постановления (таблица № 3), по 2 назначены даты рассмотрения дел в судах; по 3 материалам рассмотрение дел судами не назначено.

Таблица № 3

Вынесенные судебные акты в 2023 году

Норма КоАП РФ

Количество решений (постановлений)

ч. 1 ст. 13.11

4

ч. 2 ст. 13.15

2

ч. 2.1 ст. 13.15

3

ч. 2 ст. 13.21

2

ст. 13.38

1

ч. 4 ст. 14.1

6

ст. 19.7

9

ч. 4 ст. 19.34

7

ч. 5 ст. 19.34

3

ч. 1 ст. 20.25

4

 

Отказы в привлечении к административной ответственности за отчетный период отсутствуют.

По вынесенным судебным актам 2 постановления были обжалованы в суд апелляционной инстанции, по результатам их рассмотрения постановления оставлены без изменения, жалобы – без удовлетворения.

 

6. Профилактические мероприятия.

Связь.

В 2023 году запланировано 17 профилактических визитов, из них проведено 17; не проведено - 0, отказов от проведения профилактических мероприятий не было.

СМК.

В 2023 года по линии СМК проведено 32 профилактических визита из 33 запланированных к проведению, 1 не проведен по причине отказа учредителя СМИ в его проведении.

ПД.

В 2023 году запланировано 77 профилактических визитов, из них проведено 31; не проведено 46, из них отказов операторов от проведения 25, в 21 случае операторы отсутствовали по месту регистрации.

Решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с ч. 9 ст. 52 Федерального закона от 31.01.2021 № 248-ФЗ не принимались, мероприятия не проводились по всем сферам.

7. Подготовка предложений о совершенствовании законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности.

В целях уменьшения количества отказов арбитражных судов по основаниям истечения сроков привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ предлагаем выйти с законодательной инициативой об увеличении срока привлечения к административной ответственности по указанной статье с 90 календарных дней до 1-го года.

II.              Приоритетные вопросы правоприменительной практики соблюдения обязательных требований:

1.     Статистика соблюдения обязательных требований.

Связь.

В 2023 году  проведено:

- 0 плановых проверок операторов связи;

- 0 внеплановых проверок;

4 мероприятия МБ в  отношении АО «Почта  России».

Выявлены  нарушения  на  объектах  сети АО «Почта  России»:

- в 1 квартале 1 нарушение, оператору направлено предостережение;

- во 2 квартале 1 нарушение, оператору направлено предостережение;

- в 3 квартале 1 нарушение, оператору направлено предостережение;

- в 4 квартале 1 нарушение, оператору направлено предостережение;

5 мероприятий МБ в отношении операторов связи: ПАО «Ростелеком».

Выявлены  нарушения на объектах сети ПАО «Ростелеком»:

- в 1 квартале 2 нарушения, оператору направлено предостережение;

- во 2 квартале 2 нарушения, оператору направлено предостережение;

- в 3 квартале по результатам внепланового МБ нарушений нет, по результатам планового МБ выявлено 3 нарушения, оператору направлено предостережение;

- в 4 квартале 4 нарушения, оператору  направлено предостережение;

4 мероприятия МБ в отношении неопределенного круга лиц, нарушения не выявлялись.

СМК. В ходе проведения 157 мероприятий контроля (надзора) без взаимодействия в отношении СМИ и вещательных организаций выявлено 36 нарушений, еще 10 нарушений связано с выявлением случаев нарушения порядка деятельности иностранных агентов.

Всего за 2023 год можно выделить следующие  наиболее часто встречающиеся случаи нарушения обязательных требований:

- Нарушение требований о предоставлении обязательного экземпляра документов (ст. 7, 12 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов") – 24 %;

- Нарушение порядка деятельности иностранного агента – 22%.

- Отсутствие в уставе (договоре) СМИ, предусмотренных ст. 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» обязательных положений – 10%;

- Неуведомление об изменении места нахождения учредителя и (или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой – 9%;

Основной причиной, способствовавшей совершению типичных (наиболее часто встречающихся) нарушений является невнимательность ответственных за  соблюдение требований законодательства РФ лиц. Нарушение порядка деятельности иноагентов обусловлено сознательным неисполнением указанными лицами законодательства РФ.

 

Наименование нарушения

СМИ

ВЕЩ

Итого

Нарушение требований о предоставлении обязательного экземпляра документов

11

0

11

Злоупотребление свободой массовой информации

5

0

5

Нарушение Избирательного законодательства, в части опубликован соц. опросов с нарушением требований

0

0

0

Нарушение лицензионных требований

0

4

4

Нарушение порядка объявления выходных данных

0

2

2

Отсутствие в уставе (договоре) СМИ, предусмотренных ст. 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» обязательных положений

5

0

5

Неуведомление об изменении места нахождения учредителя и (или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации, принятия решения о прекращении, приостановлении или возобновлении деятельности средства массовой информации

4

0

4

Изготовление или распространение продукции не прошедшего внесение изменений в запись о регистрации  в установленном законом порядке средства массовой информации

1

0

1

Несоблюдение ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации»

0

0

0

Нарушение требований Федерального закона от 29.12.2010 г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

0

1

1

Невыход средства массовой информации в свет более одного года

3

0

3

Нарушение порядка деятельности иностранного агента         

0

0

10

ПД.

В 2023 году контрольные (надзорные) мероприятия в сфере ПД не проводились.

2.     Типичные нарушения обязательных требований.

Связь.

Максимальное количество нарушений выявленных за 2023 год специалистами ОКНСС приходится на нарушение требований при использовании РЭС и радиочастотного спектра.

За данные нарушения возбуждено 830 дел об административных правонарушениях по ст. 13.4 ч. 2, 3, сумма наложенных штрафов 1231800 рублей.

По сравнению с 2022 годом:

- количество нарушений при использовании РЭС и радиочастотного спектра увеличилось на 93 (483 РЭС за 2023) и (390 РЭС за 2022), что составляет  - +23 %,

         СМК.

Всего за 2023 год можно выделить следующие  наиболее часто встречающиеся случаи нарушения обязательных требований:

- Нарушение требований о предоставлении обязательного экземпляра документов (ст. 7, 12 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов") – 24 %;

- Нарушение порядка деятельности иностранного агента – 22%.

- Отсутствие в уставе (договоре) СМИ, предусмотренных ст. 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» обязательных положений – 10%;

- Неуведомление об изменении места нахождения учредителя и (или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой – 9%;

Основной причиной, способствовавшей совершению типичных (наиболее часто встречающихся) нарушений является невнимательность ответственных за  соблюдение требований законодательства РФ лиц. Нарушение порядка деятельности иноагентов обусловлено сознательным неисполнением указанными лицами законодательства РФ.

         ПД.

Типичным нарушением прав субъекта персональных данных, выявленным в ходе рассмотрения обращений является обработка его персональных данных без согласия, что является нарушением части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

По результатам рассмотрения обращений граждан за 2023 год составлено 3 протокола по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ.

Вынесено 16 определений об отказе в возбуждении дела об АП по составам ст. 13.11 КоАП РФ, из них: 14 - за отсутствием события АП, 2 - за отсутствием состава АП, 0 - за истечением срока давности.

         3. Применение обязательных требований во взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, в том числе, вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований.

         Применение положений №248-ФЗ, №59-ФЗ и 152-ФЗ при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц по вопросам деятельности в сферах контролируемых Роскомнадзором, а также направлении запросов вне рамок контрольных (надзорных) мероприятий (152-ФЗ).

         4. Предложения о совершенствовании законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности.

         Внесение изменений в положения п. 9 ППРФ №336 от 10.03.2022 в части возбуждения дел по ст. 14.1 ч. 3 КоАП РФ в отношении виновных лиц при наличии неоспоримых доказательств события административного правонарушения без проведения внеплановых проверок, при рассмотрении материалов, поступивших в УРКН, в частности:

- получение в рамках рассмотрения обращений оболочек почтовых отправлений (конвертов) с оттисками календарных штемпелей, подтверждающих факт нарушения контрольных сроков прохождения письменной корреспонденции;

- получение материалов радиоконтроля от РЧЦ с выводами об использовании РЭС с отклонениями от разрешительных документов, либо без разрешительных документов.